АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «БАСКЕТБОЛ» Авторы программы: Субботский Олег Валерьевич - тренер-преподаватель отделения «Баскетбол» МАОУ ДО ТГО СШ «Импульс»; Дубровин Андрей Валентинович - тренер-преподаватель отделения «Баскетбол» МАОУ ДО ТГО СШ «Импульс». Настоящая программа в области физической культуры и спорта «Баскетбол» (далее Программа) разработана в соответствии: • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 30.04.2021 №127-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О физкультуре и спорте в РФ» и Федеральный закон «Об образовании в РФ»; • Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р Программа является основным документом учебно-тренировочной работы по баскетболу, охватывает систему подготовки новичков, имеет физкультурно-спортивную направленность, обучение проводится на русском языке, срок обучения составляет 3 года для обучающихся от 7 до 18 лет. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «Баскетбол» формирует у ребенка компетенции осуществления действий: - личностных (самоопределение, нравственно-этическая ориентация); - регулятивных (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); - познавательных (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем); коммуникативных (планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Цель дополнительной общеразвивающей программы по виду спорта «Баскетбол» (далее – Программа) заключается в развитии и совершенствовании свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств юных спортсменов, в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности обучающихся. Программный материал предполагает решение следующих основных задач: формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации; - выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте. Программа направлена на: -выявление одаренных детей; - создание условий для воспитания и физического образования развития обучающихся; - формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта; - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации; - организацию досуга обучающихся и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни. Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Формами работы с обучающимися при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней. На основе требований, предъявляемых к разработке дополнительных общеобразовательных Программ в области физической культуры и спорта, структура дополнительной общеразвивающей программы по виду спорта «Баскетбол» содержит: пояснительную записку; нормативную часть Программы; учебный план Программы; содержание Программы; методическую часть Программы; систему контроля и зачетные требования. Учебный план распределения программного материала раскрывает последовательность разделов и тем предлагаемого курса обучения и количество часов, выделенных на их освоение, соотношение теоретических и практических занятий. Учебный план рассчитывается на 36 учебный недель в году с 1 сентября по 31 мая, по 6 часов. Недельный режим работы предусматривает трехразовые тренировки с продолжительностью занятий по 2 академических часа. Важным разделом подготовки юных баскетболистов является соревновательная деятельность. Участвуя в соревнованиях различного уровня, юные баскетболисты приобретают соревновательный опыт, учатся концентрировать внимание на выполнении разученных упражнений управлять своими эмоциями, преодолевать волнение и напряжение, которыми сопровождается соревновательная деятельность. Два раза в год запланировано промежуточная аттестация обучающихся через проведение контрольные испытаний по ОФП и технической подготовке обучающихся, игровые задания, прививается самостоятельность при ответственном отношении к учебным занятиям и техническим средствам, к спортивному инвентарю. Критерии текущей и промежуточной аттестации: - спортивная подготовленность (присвоенный разряд); - протоколы соревнований, а также матчевых встреч; - итоговое занятие; - тестирование. Испытания, принимаемые у обучающихся тренером преподавателем оформляются протоколами. Протокол после сдачи контрольно-переводных нормативов служит основанием для приказа о переводе обучающегося на следующий год (этап) обучения, снижении этапа подготовки. Уровень требований к оценке результатов промежуточной аттестации обучающихся определяется в Программе по виду спорта. Перевод обучающихся по годам обучения осуществляется при условии положительной динамики роста спортивных показателей и удовлетворительного освоения программы соответствующего года подготовки.