Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Туринского городского округа «Спортивная школа «Импульс» Утверждено: Приказом директора МАОУ ДО ТГО СШ «Импульс» № 58 от 02 октября 2023г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого учебно-тренировочного занятия и мастер-класса 1. Общие положения 1. Положение о проведении открытых учебно-тренировочных занятий или показательных занятий (мастер-классов) (далее – открытых или мастер-класс) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом Учреждения. 2. Настоящее положение распространяется на все этапы обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта (дополнительным общеразвивающим и спортивной подготовки в области физической культуры и спорта), в которых предусмотрено проведение открытых занятий или мастерклассов. 3. Целью проведения открытых или показательных занятий является демонстрация тренерами-преподавателями собственного педагогического опыта. Задачи: - стимулирование профессионального развития тренеров-преподавателей, повышение их методического мастерства; - выявление позитивного педагогического опыта тренеров-преподавателей, его трансляция. 2. Планирование и проведение открытых или показательных занятий 4. План проведения открытых или показательных занятий и график их проведения разрабатываются заместителем директора Учреждения на каждый учебный год. График проведения открытых или мастер-классов доводится до сведения тренеровпреподавателей. 5. Каждому тренеру-преподавателю рекомендуется планировать не менее одного открытого занятия или мастер-класса в течение учебного года. 6. Продолжительность открытых или показательных занятий составляет 1, 2 или 3 академических часа (45 мин., 90 мин., 135 мин.). 7. Место и время проведения открытых или показательных занятий согласовывается с тренерами-преподавателями, доводится до лиц, приглашаемых на данное занятие. 8. Тренеры-преподаватели должны представить план-конспект проведения открытого занятия или мастер-классов. Тема и форма проведения открытого занятия или мастер-класса определяются тренеромпреподавателем самостоятельно. В плане-конспекте учебно-тренировочного занятия необходимо раскрыть содержание учебно-тренировочного занятия, сформулировать цели и задачи, отразить владение методами и формами учебно-спортивной работы. Показать соответствие выбранной формы занятия поставленным задачам, учёт индивидуально-возрастных особенностей обучающихся. При разработке конспекта учебно-тренировочного занятия тренер-преподаватель должен продемонстрировать владение профессиональными технологиями и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать обучающие, развивающие и воспитывающие задачи при реализации программы спортивной подготовки по виду спорта. Требования к оформлению титульного листа плана-конспекта учебно-тренировочного занятия изложены в Приложении №1. Рекомендации к содержанию плана-конспекта учебно-тренировочного занятия изложены в Приложении №2. 9. Для оценивания результативности проведения открытых или показательных занятий назначаются эксперты из числа сотрудников Учреждения (заместитель руководителя Учреждения, методист, педагог-организатор, тренеры-преподаватели). 10. Результаты оценивания открытого занятия или мастер-класса фиксируются в бланке «Анализ открытого учебно-тренировочного занятия или мастер-класса» (Приложение №3). 3. Обсуждение открытых или показательных занятий 11. Обсуждение открытых или показательных занятий проводится в день их проведения. Организует обсуждение открытых или показательных занятий заместитель руководителя Учреждения (лицо, им назначенное). 12. Обсуждение открытых или показательных занятий проводится в следующей последовательности: - тренер-преподаватель, проводивший занятие; - тренеры-преподаватели, присутствующие на занятии, и другие участники; - представители Учреждения, ответственные за учебно-воспитательную и методическую работу. 13. Тренер-преподаватель, проводивший открытое или показательное занятие, должен провести самоанализ данного занятия (обозначить цели и задачи занятия; обосновать выбор форм, средств и методов, технологий обучения; сделать оценку эффективности и результативности занятия). Тренеры-преподаватели и другие участники, присутствующие на занятии, могут принять участие в обсуждении проведённого занятия. Представители Учреждения, ответственные за учебно-воспитательную и методическую работу, проводят анализ занятия. Приложение №1 Образец титульного листа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Туринского городского округа спортивная школа «Импульс» План – конспект открытого учебно-тренировочного занятия или мастер-класса по __________________________ (вид спорта) Группа: Возраст обучающихся: Тема: Цель: Задачи: Дата проведения:_________________ Место проведения: _______________ Время проведения: _______________ Тренер-преподаватель: ______________ Туринск, 2023г. Приложение №2 Примерная структура плана-конспекта открытого учебно-тренировочного занятия или мастер-класса План учебно-тренировочного занятия №_____ Дата проведения:______________ Группа:_______________________________ Тема занятия: ________________________________________________________________ Цель: _______________________________________________________________________ Задачи: (обучающие, развивающие, воспитывающие) Оборудование и инвентарь: ___________________________________________________ Место проведения: ___________________________________________________________ № п/п Содержание УТЗ Вводная часть: -включает организационный момент Подготовительная часть: - включает способы подготовки опорно-двигательного аппарата занимающихся к предстоящей нагрузке II. Основная часть: - включает описание приёмов реализации основных задач занятия; - изложение основных форм и методов организации деятельности занимающихся III. Заключительная часть: - включает восстановление дыхания; - подведение итогов УТЗ I. Дозировка (мин/ кол-во раз) 1-2 мин мин Организационно-методические указания Организационные вопросы Методические указания правильности, интенсивности выполнения упражнений (указывается Методические указания дозировка правильности, интенсивности количества выполнения упражнений упражнений и времени их выполнения) мин Организационные моменты: - отметить позитивные результаты, выявленные проблемы, недочёты; - задать (при необходимости) домашнее задание Приложение №3 Анализ открытого учебно-тренировочного занятия или мастер-класса ФИО тренера-преподавателя: _________________________________________________ Группа по виду спорта: _______________________________________________________ Место проведения: ___________________________________________________________ Дата проведения: ____________________________________________________________ Оборудование, инвентарь, наглядность:_________________________________________ Цель посещения занятия: _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Тема УТЗ: __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Показатели 1. Организация занятия 2. Методика проведения занятия 3.Деятельность обучающихся Критерии Баллы 1. Соответствие места проведения занятия теме, 0-1-2 задачам УТЗ 2. Наличие необходимого инвентаря и оборудования, 0-1-2 средств наглядности 3. Соблюдение санитарно-гигиенических условий 0-1-2 проведения занятий 4. Наличие спортивной формы у обучающихся 0-1-2 5. Постановка задач перед обучающимися, их чёткость 0-1-2 и достижимость 1.Владение организационными умениями и навыками 0-1-2 проведения занятий 2.Владение педагогической и специальной 0-1-2 терминологией 3.Оптимальность выбора методов, приёмов, 0-1-2 технологий обучения 4.Оптимальность выбора средств обучения: 0-1-2 оборудования, инвентаря, наглядности 5. Оптимальность чередования и смены видов 0-1-2 деятельности 6. Демонстрация, показ упражнений, элементов 0-1-2 7. Осуществление контроля за техникой выполнения 0-1-2 упражнений, его эффективность и объективность. Проведение коррекции 8. Оптимальность темпа проведения занятия. 0-1-2 Рациональность использования времени 9. Способность тренера-преподавателя к 0-1-2 импровизации (гибкость мышления, способность оперативно реагировать на изменения ситуации, корректировать действия) 10. Общая культура тренера-преподавателя (культура 0-1-2 речи, её выразительность, педагогический такт) 1. Уровень активности обучающихся на занятии, 0-1-2 проявление интереса 2. Степень организованности, сознательного 0-1-2 Оценка 4. Оценка эффективности и результативности занятия отношения к занятию, умение работать самостоятельно 3. Включение обучающихся в рефлексивную деятельность (самооценка, самоконтроль) 4. Характер межличностных отношений 1. Соответствие содержания занятия: - поставленным задачам - выдержанность структуры занятия (подготовительная, основная и заключительная части) 2. Соответствие занятия дидактическим принципам обучения: - наглядности - систематичности и последовательности - доступности, дозирование нагрузки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня подготовленности и др. 3. Применение методов, приёмов, технологий обучения, направленных на получение новых результатов (компетенций, умений, навыков) 4. Оптимальность нагрузки, логическая взаимосвязь упражнений (по частям занятия): - подготовительной - основной - заключительной 5.Создание тренером-преподавателем благоприятного психологического микроклимата 6. Создание здоровьесберегающих условий, осуществление контроля за физиологическим состоянием обучающихся 7. Соблюдение правил техники безопасности в ходе УТЗ Сумма баллов 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 Выводы: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Рекомендации:________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Эксперт:_____________________ / _____________________________________________