ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта «Самбо» (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); - Федеральный закон от 30.04.2021 №127-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О физкультуре и спорте в РФ» и Федеральный закон «Об образовании в РФ»; - Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 13 сентября 2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»; - Приказ Министерство спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и программ спортивной подготовки от 12 мая 2014 г. № ВМ-04-10/2554; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; - Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах). Методические рекомендации МР3.1/2.1.0192-20; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) СП 3.1/2.4.3598-20; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р -Устав Учреждения и другие действующие нормативно-правовые акты в области физической культуры и спорта. Осуществляется программа в соответствии с решением коллегии Госкомспорта России «О состоянии и мерах по развитию самбо в РФ» №3/3 от 23.04.2003 года, на которой, учитывая социальную значимость в формировании личности гражданина и патриота, самбо было признано национальным и приоритетным видом спорта в России. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся и направлена на: Комплексность - для всестороннего развития занимающихся предусматривает тесную взаимосвязь всех видов подготовки (общей и специальной физической 2 подготовки, технической, теоретической), воспитательной работы и педагогического контроля. Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по годам обучения, для обеспечения в многолетнем процессе обучения преемственности задач, средств и методов, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. Вариативность - предусматривает, в зависимости от индивидуальных особенностей включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок. При создании программы учитывались последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по самбо. Программа является основным документом учебно-тренировочной работы. В настоящей Программе отражены основные цели, задачи, средства и методы на этапах годичного цикла тренировки и построение тренировочного процесса. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Программа предусматривает знакомство с историей и теорией по борьбе «самбо», практическими приёмами борьбы, овладение базовыми элементами спортивной техники, приобретение образовательных знаний, специальных умений и навыков, необходимых для самообороны, обеспечивает организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности через физические упражнения и спортивные игры. Новизна программы заключается в том, что в ней чётко прописаны требования к обучающимся по каждому году обучения от момента начала занятий до окончания обучения, и представляет целостный курс обучения борьбе самбо в условиях спортивной школы. Программа способствует повышению эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, способствует совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов, развивает формы включения детей в физкультурно-спортивную, игровую деятельность. Данная образовательная программа разработана для детей с отсутствием опыта в спортивных единоборствах – новичков. Включение в вводную часть общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, с элементами подвижных игр, повышает интенсивность и динамику учебно-тренировочного процесса, что является наиболее рациональным вариантом разминки для подготовки организма обучающегося к предстоящим нагрузкам и предупреждение травм. Предполагается использование игр, которые могут применяться при наличии лишь борцовского ковра. Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся в прямой зависимости от настроения обучающегося и его увлеченности. Поэтому включение в учебно-тренировочный процесс подвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла. Все эти средства вызывают большой эмоциональный интерес, особенно у детей младшего школьного возраста. Они позволяют реализовать стремление школьников к соперничеству и ловкости, смелости, способствуют преодолению чувства 3 неуверенности. Актуальность программы в том, что программа даёт возможность помочь наиболее полно раскрыть способности каждого отдельно взятого ребёнка. Она способствует сохранению физического и психического здоровья учащегося, успешности, адаптации в обществе; формированию устойчивой привычки к систематическим занятиям «самбо»; выявлению перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения на базовом и углубленном уровнях. Отличительные особенности программы. Особенностями организации образовательного процесса по программе «Самбо» является сочетание учебно-тренировочных занятий с выступлениями на спортивных соревнованиях, на которых обучающиеся имеют возможность проявить себя, презентовать достигнутый технический уровень. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся с соблюдением правил поведения и техники безопасности. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта «Самбо» рассчитана на 8 лет обучения и адресована обучающимся школьного возраста (8-18 лет) без специальной подготовки, имеющим медицинское заключение о состоянии здоровья и допуск врача к учебнотренировочным занятиям физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Самбо». Набор детей производится с 15 августа по 15 сентября. Количественный состав групп - 10-12 чел. Объем программы: Учебный курс для обучающихся в возрасте 7-8 лет составляет 108 часов, для обучающихся в возрасте 9-18 лет – 216 часов. Режим занятий и их продолжительность: занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью (45 мин.) или по 2 занятия (по 45 мин.). Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение Программы по индивидуальному учебному плану. Учреждение имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки. В каникулярное время режим занятий учебных групп может переноситься на более удобное время для обучающихся. Уровень программы. Программа разработана по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности и соответствует уровню сложности «Стартовый уровень». • На «Стартовом уровне» программа создает условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий и последующего выбора вида деятельности. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Это первая ступень – переход к базовой общеразвивающей программе. 4 • На «Базовом уровне» программа направлена на освоение определенного вида деятельности, углубление и развитие интересов и навыков, формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности «Самбо»; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. Что предполагает возможность приобретения базового минимума знаний, умений и навыков по направлению деятельности «Самбо»; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, детской одаренности. Срок освоения программы может быть не менее 1 года. • «Углубленном уровне» программа предполагает выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Программа ориентирована на развитие и профессиональное становление личности. Форма обучения: очная, занятия проводятся в форме групповых и индивидуальногрупповых учебно-тренировочных занятий. Форма занятий. Программой предусматривается проведение теоретических, практических, комбинированных (совмещение теории и практики) учебно-тренировочных занятий, проведение бесед, соревнований, зачётов. Особенностями организации образовательного процесса по программе «Самбо» является сочетание тренировочных занятий с выступлениями в показательных выступлениях, спортивных выездных соревнованиях, на которых учащиеся имеют возможность проявить себя, презентовать достигнутый технический уровень ведения спортивных состязаний. Программа предусматривает знакомство с историей, теорией и практическими приёмами борьбы, овладение базовыми элементами спортивной техники, приобретение специальных умений и навыков, необходимых для самообороны. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся. Учебно-тренировочное занятие состоит из следующих частей: • разминка в том числе в виде подвижных игр; • общая физическая подготовка (ОФП) включает в себя выполнение упражнений в 3х режимах: аэробном, статическом, динамическом. • изучение и отработка упражнений технического арсенала; • специальная физическая подготовка (СФП) представляет собой выполнение комбинаций из элементов базовых техник с целью развития скоростно-силовых способностей; • изучение и отработка тактики ведения боя с применением средств изученного технического арсенала. Формы подведения результатов. В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы диагностики (контроля): начальная диагностика (сентябрь) - в форме тестирования; промежуточная аттестация (декабрь) - в форме зачетного занятия; итоговая аттестация (май) - в форме тестирования, зачетного занятия. Цели и задачи программы • Цели: развитие у обучающихся мотивации к спортивным занятиям, стремления к 5 здоровому образу жизни; • формирование у обучающихся физической и духовной культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе национально – культурных ценностей и традиций Самбо; • разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание гармоничной, социально-активной личности посредством обучения борьбе самбо; • организация учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей; Задачи: Обучающие: • способствовать приобретению обучающимися знаний по истории возникновения и развития самбо, основам спортивной диеты и питания; • способствовать формированию системы элементарных знаний о здоровом образе жизни; • изучить основные элементы борьбы самбо; • сформировать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия. Развивающие: • содействовать интеллектуальному развитию обучающихся; • способствовать развитию общих физических качеств, необходимые для освоения техники спортивного самбо; • способствовать развитию у учащихся двигательных способностей (силы, гибкости, быстроты, выносливости и координационных способностей); • развить навыки по самообороне. • содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию. Воспитательные: • сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни и сознательное отношение к занятиям спортом; • воспитать у учащихся трудолюбие, стремление к победам, смелость, решительность и уверенность в себе. • формировать коммуникативные качества личности учащихся. Ожидаемые результаты К концу обучения обучающийся будет знать: • основные теоретические понятия спортивного самбо; • историю возникновения самбо; • основные принципы здорового образа жизни; • основные элементы техники самбо, технику их выполнения; • правила проведения соревнований по самбо; • основы спортивного поведения во время соревнований; • принципы оздоровления организма; • уровни контрольных нормативов. К концу обучения обучающийся будет уметь: • выполнять основные элементы техники самбо; • выполнять общефизические и специальные упражнения; • выполнять основные упражнения по самообороне; • проявлять себя, как организатор и судья соревнований • контролировать состояние своего здоровья Особенности приема на обучение и перевода на последующий год Программа ориентирована на детей с 7-18 лет без специальной подготовки, учащиеся должны иметь допуск врача к занятиям в спортивном объединении. 6 Набор детей производится в сентябре без специального отбора по уровню двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья. Перевод на последующий год обучения производится при условии выполнения обучающимися образовательной программы. Зачисление вновь прибывших обучающихся на 2 и последующий годы обучения производится по уровню двигательной подготовки и типу физической конституции ребенка на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план определяет объем учебной нагрузки и ее распределение по этапам (годам) обучения. Тренировочный процесс организуется в течение всего календарного года в соответствии с годовым календарным планом, рассчитанным на 36 недель в условиях учреждения. Данная работа включает теоретические и практические занятия, сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях. План учебного процесса представлен в таблице. Учебный план образовательного процесса на 36 недель на 1/2-8 годы обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема 1 / 2-8 годы Формы аттестации Количество часов контроля Всего Теория Практика Вводное занятие. Правила техники безопасности История развития борьбы самбо 1/3 1/3 - - 1/3 1/3 - - Беседа о морально-волевых качествах самбиста 1/3 1/3 - - 10/30 15/24 1/3 1/3 9/27 14/21 Зачет по ОФП. Контроль ЗУН Контроль ЗУН 15/24 2/6 13/18 Контроль ЗУН Стойки, передвижения и захваты Самостраховка и страховка самбиста. ОФП соперника Болевые приемы в самбо 7. Борьба лежа 15/24 2/6 13/18 Контроль ЗУН 8. Борьба стоя, бросковая техника 15/24 2/6 13/18 Контроль ЗУН 9. Приемы защиты 15/24 1/3 14/21 Контроль ЗУН 10. Спортивно-развивающие игры 16/51 2/6 14/45 - 11. Показательные выступления, участие в соревнованиях 2/3 - 2/3 Контроль и качество выполнения приобретенных в течение года ЗУН 7 12. Контрольные нормативы, итоговое занятие 2/3 - 2/3 Всего: 108/216 14/42 94/174 Контрольнопереводные нормативы Самостоятельная работа обучающихся в пределах 10% от общего учебного плана. Обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Изучение и освоение предметных областей образовательной программы осуществляется в рамках проведения теоретических и практических занятий, включая тренировочные, физкультурные и спортивные мероприятия. Вариативные предметные области дают возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательных предметных областей образовательной программы, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. При изучении обязательной и вариативной предметных областей уровней образовательной программы учебным планом предусматривается объем времени, выделяемый на самостоятельную работу обучающихся по каждой предметной области. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Спортивная подготовка самбистов - многолетний целенаправленный процесс представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками. Всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на уровнях сложности соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям спортсмена. Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных уровнях сложности обучения позволяет достигать необходимый результат. Задачами занятий по ОФП являются укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие обучающихся. Упражнения ОФП формируют осанку, улучшают работу эндокринной системы, сердечно-сосудистой и вегетативной систем. Все это способствует умственному развитию подрастающего организма. Упражнения СФП развивают такие качества, как силу, скоростные способности, выносливость, гибкость, ловкость, которые способствуют освоению и реализации технико-тактических действий во время поединков, совершенствованию технических действий. Таким образом, развивается комплекс физических качеств ребенка для адаптации в режиме работы аэробной и анаэробной нагрузки. Основной задачей воспитательной работы является воспитание моральных и волевых качеств юного спортсмена, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Выбор средств воспитания определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса. Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебнотренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. 8 Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях. Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, участие в соревнованиях различного ранга, теоретические занятия, занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, восстановительные мероприятия, участие в конкурсах и смотрах, показательных выступлениях. Занятия подразделяются на типы: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные, соревновательные. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной работы, успехи и отставание отдельных самбистов. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть турниры для начинающих самбистов, турниры-прикидки с участием квалифицированных самбистов с целью окончательной коррекции состава команды. С их помощью удается формировать у самбистов соревновательный опыт. Содержание учебных занятий и распределение учебного материала в группах строится на основании учебного плана и годового учебного плана-графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебнотренировочных занятий. Перевод по годам обучения осуществляется на основе выполнения контрольных нормативов. Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для контроля динамики физического развития, спортивных результатов и показателей подготовленности на каждого спортсмена рекомендуется заполнять карту. Цель подготовки самбистов заключается в достижении физического и нравственного совершенства. Для достижения данной цели необходимо решить три группы задач – образовательных, воспитательных, оздоровительных. Методическое обеспечение программы Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, учета индивидуальных особенностей. Основными формами учебно-тренировочных занятий являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в спортивно-оздоровительном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах. Формы организации тренировочных занятий: групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельные занятия. При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений. При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания самостоятельности, творческого подхода к тренировке. 9 При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую литературу. Вводно подготовительная часть – комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей деятельности. Разминка состоит из двух частей – «разогревание» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Основная часть характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. Заключительная часть обеспечивает постепенное снижение нагрузки, создает определенные предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТНЫМ ОБЛАСТЯМ Теоретические основы физической культуры и спорта Перечень тематических разделов по теории и методике физической культуры и спорта с нагрузкой учебных часов в группах 6 / 3 час. в неделю) п/п Тема Содержание Кол-во часов 1 Физическая Физическая культура как часть общей культуры 2/1 культура и спорт общества. Основные элементы физической культуры. Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания. История физической культуры и спорта. 2 Краткий обзор История создания самбо. Самбо - старейший вид спорта. 2/1 развития самбо Виды и характер борьбы у народов нашей страны. Выдающиеся спортсмены в самбо. 3 Краткие Скелет человека. Форма костей. Суставы. Мышцы. 2/1 сведения о Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление строении и мышц к костям. Основные мышцы человека, их названия, функциях сгибатели, разгибатели, супинаторы, пронаторы, гладкие, организма поперечнополосатые мышцы, мышцы рук, ног, туловища. Преодолевающая, уступающая, удерживающая работа мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. 4 Общие понятия Гигиена физической культуры и спорта. Предмет, цели, 2/1 о гигиене история развития. Требования к питанию на фоне физической активности. Понятие о нутриентах и рациональном питании. Удовлетворение потребностей организма в энергии и основных компонентах питания при занятиях физической культурой и спортом. Режим питания и режим тренировок. Суточный режим. Соотношение сна и бодрствования. 5 Краткие сведе- Анатомические и физиологические особенности 2/1 ния о физиоло- организма. Определение понятия «физическое развитие». гических осно- Нервная система и ее роль в жизнедеятельности вах тренировки организма. Костно-мышечная система, ее строение и самбиста функции. Сердечно-сосудистая система. Система дыхания. 10 6 7 Моральноволевая подготовка Правила техники безопасности и предупреждение травматизма Правила соревнований Воспитание морально-волевых качеств в процессе 2/1 занятий спортом: сознательность, уважение к старшим, смелость, выдержка, решительность, настойчивость. Соблюдение правил техники безопасности при занятиях 2/1 борьбой. Понятие о травмах и их причинах. Значение соревнований по самбо, их цели и задачи. Виды 2/1 соревнований. Правила определения победителей в соревнованиях. 9 Места занятий. Оборудование зала и инвентарь. Эксплуатация и 2/1 Оборудование и сохранение. Форма самбиста. Ее подготовка и уход за инвентарь ней. Всего часов 18/9 8 Контроль: Входная диагностика знаний, обучающихся, итоговая беседа опрос. Общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка практически во всех видах спорта играет определяющую роль. Кроме того, именно развитие общей физической подготовленности человека способствует развитию и популяризации спорта в целом. Хорошая физическая подготовка – основа для совершенствования всех сторон подготовленности борца, и ей необходимо уделять большое внимание как начинающим, так и спортсменам высокого класса. Эффект физических упражнений определяется, прежде всего, содержанием. Упражнения для развития и совершенствования простых двигательных навыков: - Бег, ходьба, прыжки. - Общеразвивающие упражнения: махи руками и ногами, наклоны, вращения. - Подвижные игры. - Простейшие акробатические элементы. - Кувырок вперёд. - Кувырок назад. - Кувырок через препятствие в длину и в высоту. - Стойка на лопатках. - Гимнастический мост. - Колесо. - Упражнения для развития основных физических качеств. Сила: гимнастика – подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, сгибание туловища, лежа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног, без помощи ног. Упражнения с партнером – приседание, повороты туловища, наклоны с партнером на плечах, подъем партнера с захватом туловища сзади. Быстрота: легкая атлетика – бег 10м., 20м., 30м., прыжки в длину с места. Гимнастика – подтягивание на перекладине за 20 с., сгибание рук в упоре лежа за 20 с. Спортивная борьба - 10 бросков партнера (манекена) через спину. Гибкость: спортивная борьба – вставание на мост из стойки, переворачивания на мосту с помощью партнера. Гимнастика – упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки. 11 Ловкость: легкая атлетика – челночный бег 3☓10 м. Гимнастика – кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем), боковой переворот, подъем разгибом. - Спортивные игры – футбол, баскетбол, волейбол, регби. Подвижные игры – эстафеты, игры в касания, захваты. Контроль: состязания. Специальная физическая подготовка: Разминка, упражнения на укрепление мышечного корсета с элементами самбо. Динамические (скоростные и силовые) и статические упражнения (удержание определенной позы, когда мышцы противодействуют весу отдельных частей тела). К статическим относятся и изометрические упражнения. Гимнастические упражнения, упражнения на укрепление мышц шеи и позвоночника с элементами самбо. Наклоны головы, повороты головы в стороны, вращения головой, самомассаж шейных позвонков. Повороты туловища в стороны с махами рук, с прямыми руками. Наклоны вперед-назад, в стороны: влево вправо. Вращения корпусом. Гимнастический мост. Работа с утяжелителями на укрепление кисти рук. Любые упражнения на сгибание и разгибание рук в локте, а так-же сгибание и разгибание предплечья в кисти, жим лёжа, так как на трицепс падает значительная нагрузка от веса тела. Работа с утяжелителями на укрепление мышц ног. Работа с утяжелителями на укрепление мышц брюшного пресса. Подъем корпуса из положения лежа на мяче. Подъем корпуса с поворотом; передача мяча; скручивание на блоке. Скручивание лежа. Упор лежа боком на предплечье; обратное скручивание. Попеременное сгибание ног в висе; подъем ног сидя на мяче; подъем ног сидя на скамье. Повороты туловища лёжа на мяче; повороты туловища стоя с гимнастической палкой; боковое скручивание; боковое скручивание на наклонной скамье. Силовые упражнения; упражнения на расслабление мышц. Одновременные и поочередные маховые движения ногами лежа, сидя и стоя - вперед, назад и в стороны. Поочередные и одновременные сгибания ног лежа, сидя и стоя. Глубокие выпады вперед, назад, в стороны. Наклоны вперед, назад, в стороны и вращения туловища. Выполнение общеразвивающих упражнений на развитие гибкости: шпагат продольный и поперечный. Упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий. Упражнения со скалкой. Прыжки с места, с разбега, в длину, в высоту, прыжки с преодолением препятствий. Прыжки вверх, прогибаясь, с маховыми движениями рук вверх - назад и ног назад. Упражнения со скамейкой. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе. Выполнение общеразвивающих упражнений на развитие вестибюлярного аппарата. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; кружение и повороты головы (2 движения в 1 с), быстрые движения головой в различных положениях (2-3 движения в 1 с); повороты на 180 и 360° на месте и в движении; наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180° в прыжке и другие общеразвивающие упражнения вращательного характера. Выполнение общеразвивающих упражнений на развитие координации: прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Простые прыжки через гимнастическую скамейку. Прыжки со сменой ног. Жонглирование мяча. Вращение рук в противоположные стороны. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Выполнение общеразвивающих упражнений на развитие выносливости. Ходьба. Обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в положении полуприсяд, спортивная. Бег. На короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние, длинные дистанции, назад, боком, с подниманием ног, касаясь пятками ягодиц, с поворотом, с ускорениями. Инструктаж по ТБ, правила поведения при работе с группой при проведении подвижных и спортивных игр. С/и «Вышибалы», «Регби», мини –футбол, пионербол, «Горячая картошка», «Сумо», «Пятнашки», «Ловушки», «голова плечо нога», «Петушки» 12 Контроль: Зачёт. состязания. Техническая подготовка: Основы техники: основные положения борцов, захваты, передвижения по ковру и способы подготовки приемов. Стойки: правая, левая, фронтальная, низкая и высокая. Дистанции: вне захвата, дальняя, средняя, ближняя и вплотную. Захваты: рук, ног, шеи, корпуса, за рукава, отвороты, пояс, проймы и т.п. Передвижение по ковру во время схватки: вперед, назад, в сторону. Способы подготовки приемов: сбивание на одну ногу, сбивание на носки, осаживание на одну ногу, осаживание на обе ноги, заведение, рывок, толчок, кружение противника, вызов сопротивления. Борьба лёжа. Положения: высокая "скамейка", низкая "скамейка", лежа на животе, лежа на спине. Захваты: руки, ноги, шеи, корпуса, одежды. Борьба стоя (броски) - Задняя подножка. - Задняя подножка с колена. - Задняя подножка с падением. - Задняя подножка под две ноги. - Задняя подножка с захватом ноги снаружи. - Задняя подножка с захватом ноги изнутри. - Задняя подножка на пятке. - Передняя подножка с колена. - Передняя подножка. - Передняя подножка с захватом ноги снаружи. - Бросок рывком за пятку. - Бросок рывком за пятку изнутри. - Бросок рывком за руку и голень. - Бросок с захватом двух ног. - Бросок через бедро. - Бросок через бедро с захватом головы с падением. - Бросок с захватом руки на плечо с колена. - Бросок с захватом руки под плечо с падением. - Бросок с захватом руки на плечо. - Бросок через голову. - Бросок через голову с захватом пояса сзади через плечо. - Бросок через голову голенью между ног. - Бросок через плечи («мельница»). - Боковая подсечка. - Боковая подсечка при движении противника вперед. - Боковая подсечка при движении противника назад. - Боковая подсечка противнику, встающему с колен. - Боковая подсечка при движении противника в сторону. - Боковая подсечка, подготовленная скрещиванием ног. - Боковая подсечка с захватом ноги снаружи. - Боковая подсечка в темп шагов. - Передняя подсечка. - Передняя подсечка с падением. - Передняя подсечка в колено. - Зацеп изнутри. - Зацеп стопой. - Зацеп голенью и стопой (обвив). - Отхват. 13 - Отхват с захватом ноги снаружи. - Отхват с захватом ноги снаружи и двух рукавов. - Выведение из равновесия с захватом рукавов. - Подбив голенью. - Вертушка. - Подхват. - Подхват изнутри. - Подхват с захватом ноги снаружи. Борьба лежа (переворачивание) - Переворачивание с захватом двух рук сбоку. - Переворачивание с захватом шеи из-под плеча двумя руками. - Переворачивание с захватом шеи из-под плеча и ноги изнутри. - Переворачивание с захватом на рычаг. - Переворачивание с захватом шеи и туловища снизу. - Переворачивание с захватом шеи и дальней ноги. - Переворачивание с захватом руки на «ключ» и за подбородок. - Переворачивание с захватом руки «на ключ» и забеганием. - Переворот косым захватом. - Переворачивание захватом шеи из-под плеча и ноги изнутри. - Переворачивание захватом шеи из-под плеча и дальней руки. - Заваливание. - Удержание - Удержание сбоку. - Удержание сбоку без захвата шеи. - Обратное удержание сбоку. - Удержание со стороны плеча. - Удержание поперек. - Удержание со стороны головы и захватом рук. - Удержание со стороны ног. - Удержание верхом. - Удержание поперек с захватом головы. - Удержание со стороны головы и пояса. - Удержание со стороны ног с захватом из-под рук. - Освобождения (уходя) от удержаний. Болевые приемы - Рычаг локтя через бедро. - Узел ногой. - Рычаг локтя при помощи плеча сверху. - Рычаг локтя через предплечье. - Рычаг локтя через бедро с помощью ноги. - Рычаг локтя при помощи ноги сверху, когда противник стоит на четвереньках. - Перегибание локтя при помощи ног сверху. - Перегибание локтя через предплечья с упором в плечо. - Рычаг локтя при помощи туловища сверху. - Рычаг локтя с захватом руки между ног. - Рычаг локтя с захватом руки между ног садясь. - Узел поперек. - Выкручивание плеча подниманием локтя. - Рычаг локтя с захватом руки между ног из положения противник в «скамеечке». - Ущемление ахиллесова сухожилия (сидя, лежа). - Рычаг колена между ног. - Узел ноги ногой. 14 - Рычаг локтя при захвате руки двумя руками и ногами. - Ущемление ноги (икроножной мышцы). - Защита от приемов борьбы лежа, и способы разрывания захватов рук. Страховка и самоконтроль при падениях: - Падение вперед с коленей, из стойки, с прыжка, - Падение назад с поворотом и приземлением на грудь, - Падение с прыжка, - Падение на спину и на бок из положения сидя, из полного приседа, из стойки, из стойки на одной ноге, с прыжка, - Падение через палку на бок, стоя к ней спиной, лицом, - Падение на спину кувырком в воздухе, - Падение кувырком вперед, - Падение, держась за одноименную руку партнера, падение вперед, назад через партнера, сидящего на четвереньках, падение на бок с поворотом в воздухе на 270 из упора лежа. - Упражнения на мосту, перевороты на мосту, вставание с моста в упоре головой движения вперед – назад, в стороны, кругообразные движения; - Вставание с моста из положения лежа на спине, кувырком вперед, из стойки с помощью и без помощи партнера; - Движения в положении на мосту вперед – назад с поворотом головы; - Забегание на мосту с помощью и без помощи партнера; - Уходы с моста без партнера и с партнером, проводящим удержание. Упражнения с манекеном - поднимание; - переноска на руке, на плече, на голове, на спине, на бедре, на стопе; - повороты, перетаскивания через себя из положения лежа на спине; - перекаты в сторону в захвате туловища с рукой; - приседания, наклоны, бег; - броски назад через голову, в сторону, через спину. Парные упражнения - кувырки вперед и назад; - перевороты назад; - приседания; - вращения; - прыжки; - наклон; - ходьба и бег с партнером. Специальные навыки Волевая подготовка. Упражнения для воспитания волевых качеств. Смелость: броски и ловля предметов (гири, гантели, набивного мяча) в парах. Кувырки вперед, назад, со скамейки, через партнера. Поединок с сильным противником. Настойчивость: выполнение предельных нормативов по физической подготовке, после неудачных попыток выполнения упражнения, добиться успешного выполнения броска, поединки с односторонним сопротивлением, поединок с сильным противником. Решительность: проведение поединка с моделированием ситуаций, предстоящих в соревнованиях, поединки на проведение контрприемов, фиксация ситуаций в поединкеостановка, разбор, исправление ошибок. Инициативность: самостоятельная работа по нахождению новых вариантов изучения техники и тактики, проведение разминки (руководя группой), поединки с менее квалифицированными противниками, поединки на достижение наивысших показателей объема техники, разносторонности, эффективности. 15 Нравственная подготовка. Поведение в школе, в секции, дома. Аккуратность, опрятность. Взаимопомощь при выполнении упражнений, разучивание приемов. Поддержка, страховка партнера. Восстановительные мероприятия. В учебных группах применяется значительно более широкий арсенал восстановительных мероприятий. Помимо педагогических средств, широко используются психологические средства и медико-биологические. Из психологических средств педагогические методы внушения, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы. Из медико-биологических средств: витаминизация, гидротерапия, русская баня, сауна, физиотерапия. Дополнительными педагогическими средствами могут быть переключения с одного вида деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности, изменение характера нагрузок и отдыха, и их продолжительности. На данных этапах подготовки необходимо комплексное применение всех средств восстановления. Спортивное и специальное оборудование Спортивная экипировка лиц, проходящих обучение должна соответствовать международным и всероссийским правилам. Поэтому обучающимся необходимо знать перечень и требования к экипировке: - знание устройства спортивного и специального оборудования, используемого в лыжных гонках; - умение использовать для достижения спортивных целей спортивное и специальное оборудование; - приобретение навыков содержания и ремонта спортивного и специального оборудования. Медико-биологический контроль Один раз в год все обучающиеся проходят углубленное медицинское обследование. Углубленное медицинское обследование включает: анамнез, клинический анализ крови и мочи, электрокардиографическое исследование, обследование у врачей специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, гинеколога), врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и работоспособности. В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов. Контроль уровня физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей спортсмена, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям организма. Контрольные упражнения и соревнования. Зачетные требования в себя выполнение нормативов по общей физической подготовке, специальной физической подготовке, сдачу аттестационного экзамена по технике соответствующего года освоения и выполнение норматива спортивного разряда. Планируемые результаты - положительная динамика уровня подготовленности обучающихся в технике и тактике в соответствии с индивидуальными особенностями; - динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся, укрепление здоровья; 16 - освоение обучающимися системы знаний в области физической культуры и спорта, физиологии, гигиены; - устойчивость интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни; - сформированность нравственных, морально-волевых качеств личности, убеждений, взглядов, идеалов. В процессе освоения программы обучающиеся должны знать: - технику безопасности в спортивном зале и на борцовском ковре; - историю возникновения самбо, правила этикета в самбо; - правила техники безопасности на занятиях и меры предупреждения травматизма; - правила поведения в общественных метах, правила дорожного движения; - правила поведения на борцовском ковре; - правила личной гигиены; - требования к экипировке самбиста; - форме одежды на занятиях; - правила проведения подвижных игр и эстафет; - правила работы с партнером; - ТБ на соревнованиях; - простейшие элементы борьбы самбо. В результате освоения программы обучающиеся должны уметь: - выполнять гимнастические и акробатические упражнения, упражнения по самостраховке; - выполнять кувырки боком, вперёд и назад в группировке; - выполнять кувырок назад с самостраховкой; - выполнять кувырок вперёд через плечо с самостраховкой; - выполнять стойку на голове и руках с опорой; - выполнять виды падений на спину с самостраховкой; - выполнять виды падений с самостраховкой через партнёра; - показать вставание на гимнастический и борцовский мост; - выполнять забегания по кругу в положении упор головой в ковёр; - выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, прыжки через скакалку, складывания в положении лёжа руки за головой; - выполнять броски, удержания и иные технические приемы борьбы самбо - оказывать первую помощь, при ушибах, ссадинах, растяжении, переломах Применять: приемы группировки и самостраховки при неожиданном падении в быту (на улице, катке, дома, в школе ит.п.). КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. Календарный учебный график Продолжительность учебного года 36 недель непосредственно в условиях спортивной школы. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами спортивнооздоровительного этапа подготовки. Календарный учебный график распределения учебных часов в группах с нагрузкой 6 академических часов в неделю Разделы подготовки IX X XI XII I II III IV V Итого ОФП 8 8 8 8 8 8 8 8 8 72 17 СФП Теоретическая подготовка Техническая подготовка Контрольные нормативы Соревнования Медицинское обследование ИТОГО Всего занятий в год Занятий в неделю Занятий в месяц Продолжительность 1 занятия 7 2 7 2 7 2 7 2 7 2 7 2 7 2 7 2 7 2 63 18 4 7 7 4 7 6 7 6 6 54 3 - - 3 - - - - 1 7 - - 1 Вне сетки учебных часов 1 - 2 24 24 24 24 24 24 24 24 24 12 12 12 12 12 12 12 12 12 216 108 3 12 2 академ. часа Календарный учебный график распределения учебных часов в группах с нагрузкой 3 академических часа в неделю Разделы подготовки ОФП СФП Теоретическая подготовка Техническая подготовка Контрольные нормативы Соревнования Медицинское обследование ИТОГО Всего занятий в год Занятий в неделю Занятий в месяц Продолжительность 1 занятия IX 4 3 1 X 4 4 1 XI 4 4 1 XII 4 3 1 I 4 4 1 II 4 3 1 III 4 4 1 IV 4 3 1 V 4 3 1 Итого 36 31 9 3 3 3 3 3 3 3 3 3 27 1 - - 1 - - - - 1 3 - - 1 Вне сетки учебных часов 1 - 2 12 12 12 12 12 108 12 108 3 12 1 академ. час (45мин.) 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Условия реализации программы. Для реализации данной программы необходимы следующие материальнотехнические условия: - зал для борьбы, тренажерный зал, оборудованный ковром для борьбы; - «шведские стенки» и навесные гимнастические снаряды (брусья и перекладины); - для развития силовых способностей детей: тренажеры, штанги, гири, гантели; - для упражнений на выносливость стадион; - наглядная информация, методические пособия в виде информационных схем и таблиц по правилам проведения соревнований, исполнению основных элементов техники тактики борьбы самбо; 18 - видеоматериалы (для просмотра и анализа конкретных соревнований, анализа проведения конкретной схватки и определенного приема). Необходимо наличие раздевалки, санузла, душевой комнаты, наличие мячей, скамеек, скакалок, у каждого учащегося на занятиях должна быть спортивная форма самбо – куртка самбо, шорты самбо, борцовки – ботинки, самбо-для девочек протектор груди, для мальчиков бандаж для паха. Допускается спортивное трико, шорты без наличия в них замков и карманов, чешки или иная обувь на мягкой подошве. Учащиеся должны иметь справку врача об отсутствии противопоказаний для занятий борьбой самбо. В случае участия в соревнованиях проходится дополнительное медицинское обследование не позднее, чем за 5-7 дней до соревнований. Необходимым условием реализации программы является наличие методической литературы, интернет - ресурсов по самбо. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Важнейшей функцией управления образовательным процессом является контроль за эффективностью подготовки обучающихся на каждом году обучения. Для определения уровня освоения содержания данной программы проводятся различные виды контроля: вводный, промежуточный и итоговый. Вводный контроль проводится в начале учебного года в форме опроса, теста учащихся с целью определения исходного, первоначального уровня оценки уровня подготовленности детей, выявления их уровня знаний и умений, физического развития занимающихся. Промежуточный контроль проводится в течение года в форме опроса, теста, зачёта с целью проверки степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы. Эти сведения необходимы для успешного управления процессом обучения в ходе занятий. Итоговый контроль проводится по окончании срока обучения в конце года в форме соревнования с целью определения прогресса у занимающихся. Данные итогового контроля при сопоставлении их с результатами входного контроля позволяют оценить эффективность учебно - воспитательного процесса и внести коррективы на следующий год. Формы контроля: Опрос - метод сбора информации, способ, позволяющий получать информацию непосредственно с помощью вопросов. Зачёт - вид проверочного испытания (в спортивных упражнениях и т. п.), а также отметка, удостоверяющая прохождение таких испытаний. Соревнования - форма деятельности, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата (выигрыша, признания и т. п.) Степень усвоения учебной программы оценивается по результатам контрольных нормативов выполнения различных упражнений по общей и специальной физической подготовке. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной работы, успехи и отставание отдельных самбистов. Оценка уровня развития физических качеств проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Тестирование состоит из пяти нормативов по общей физической подготовке (ОФП) и трех нормативов по специальной физической подготовке (СФП). 19 Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы. Комплекс контрольных упражнений по общей физической подготовке включает следующие тесты: а) Прыжки в длину с места проводятся на ковре для самбо. Испытуемый встает у стартовой линии в исходное положение - ноги параллельно - и толчком двумя ногами с взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги. Измерение осуществляется рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах. б) Челночный бег 3 х 10 м выполняется с максимальной скоростью. Испытуемый встает у стартовой линии, стоя лицом к стойкам. По команде обегает препятствия. Время фиксируется до десятой доли секунды. Разрешается одна попытка. в) Подтягивание на перекладине из виса (мальчики на высокой, девочки на низкой) оценивается при выполнении спортсменом максимального количества раз хватом сверху, исходное положение: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок испытуемого находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из исходного положения. Запрещены движения в тазобедренных и коленных суставах и попеременная работа руками. г) Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами выполняются максимальное количество раз за 30 секунд. Обязательным условием выполнения данного упражнения является касание согнутых коленей локтями рук в положении за головой и касание лопатками покрытия, на котором лежит учащийся, выполняя данное упражнение. д) Отжимание в упоре лежа. Контрольно-переводные нормативы для обучающихся 1-го года обучения Мальчики Девочки Контрольные упражнения «Челночный бег» 3x10 м, с Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами (кол-во раз) Прыжок в длину с места (см) Оценка 5 12,0 4 12,8 3 13,2 5 12,4 4 12,8 3 13,2 6 4 3 - - - - - - 15 10 8 15 12 7 8 7 5 23 21 19 28 26 24 165 125 110 155 125 10 Контрольно-переводные нормативы для обучающихся 2-8 года обучения Контрольные упражнения Мальчики Девочки 20 Оценка 5 «Челночный бег» 3x10 м, с Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами (кол-во раз) Прыжок в длину с места(см) Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы с места (м) 5 4 3 5 3 8,5 9,3 10,0 8,9 9,5 10,1 6 4 3 - - - - - - 15 10 8 15 12 7 8 7 5 11 8 5 190 165 140 180 155 130 13,5 12,0 10,7 10,5 9,5 8,5 Техническая подготовка 4 Исходное положение «борцовский мост». Забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону) Выполнение в одном темпе в обе стороны без прыжков Нарушение темпа, смещение головы и рук относительно и.п. Варианты самостраховки Высокий полет, мягкое приземление, правильная амортизация руками Недостаточно высокий полет, падение с касанием головой Владение техникой самбо из всех основных классификационных групп Демонстрация без ошибок с названием приемов Демонстрация с некоторыми ошибками и названием приемов Исходное положение «борцовский мост». Забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону) Варианты самостраховки 4 Техническая подготовка 5 4 Выполнение Нарушение в одном темпе в темпа, смещение обе стороны головы и рук без прыжков относительно и.п. Высокий Недостаточно полет, мягкое высокий по21 3 Выполнение в одну сторону, мелкие шаги, значительное смещение головы и рук относительно и.п Падение через сторону, удар туловищем о ковер, жесткое приземление, ошибки при группировке Демонстрация с серьезными ошибками, неправильно назван прием 3 Выполнение в одну сторону, мелкие шаги, значительное смещение головы и рук относительно и.п Падение через сторону, удар Владение техникой самбо из всех основных классификационных групп приземление, правильная амортизация руками лет, падение с касанием головой Демонстрация без ошибок с названием приемов Демонстрация с некоторыми ошибками и названием приемов туловищем о ковер, жесткое приземление, ошибки при группировке Демонстрация с серьезными ошибками, неправильно назван прием ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. 1. К занятиям борьбой самбо допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 2. При проведении занятий по борьбе самбо необходимо соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режим занятий и отдыха. 3. При проведении занятий по борьбе самбо возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов: - травмы при выполнении бросков, приёмов, без использования гимнастических матов, нарушение страховки и самостраховки; - травмы при нахождении в зоне броска другой пары; - недостаточный интервал и дистанция между обучающимися при выполнении упражнений; - посторонние предметы (цепочки, серьги, браслеты, часы и т. д.) 4. Занятия по самбо должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви. 5. В местах проведения занятий по самбо должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах. 6. Тренеры-преподаватели и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и выходы экстренной эвакуации. 7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации школы, оказать первую помощь пострадавшему. 8. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила борьбы, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены, соблюдать дисциплину, требования тренера-тренера-преподавателя. 9. Обучающимся запрещается употреблять спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, курить. 10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ. 1. На занятия обучающийся должен приходить за 10-15 минут до начала, чтобы успеть переодеться. 2. Надеть спортивную форму (куртки самбо, шорты) и спортивную обувь. Спортивная форма используется только для занятий, должна быть чистой и аккуратной. 22 3. Снять кольца, браслеты, часы и другие предметы, которые могут причинить травму себе и партнёру. 4. Длинные волосы должны быть убраны и завязаны любыми мягкими лентами. Использование заколок запрещено. 5. Во время занятий ношение очков запрещено. 6. Для предотвращения травм, обучающиеся должны входить в зал только с разрешения тренера-преподавателя. Проверить борцовский ковер на отсутствие посторонних предметов. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ. 1. Нельзя заниматься в спортивном зале без тренера-преподавателя. Проводить действия на борцовском ковре и заканчивать действия только по команде тренерапреподавателя. При разучивании приёмов следует внимательно слушать объяснение и демонстрацию приёмов. 2. Строго соблюдать правила поведения на занятиях по самбо: - не разрешается соединять пальцы рук в переплет при захвате; - не разрешается выставлять руки для упора о ковер при падении; - не допускается применение запрещенных приемов; - нельзя допускать излишней сгонки веса, это может нанести ущерб здоровью; - нельзя тренироваться с партнером, разнящимся в весе более чем на одну весовую категорию; - избегать во время борьбы удары головой, толчков и ударов по рукам и ногам; -при падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы. 3. Особое внимание уделить страховке и самостраховке при выполнении упражнений (броска, болевых приемов, удержания). Все упражнения следует выполнять так, чтобы они были наиболее безопасны. Обеспечение безопасности падения партнёра обязанность каждого занимающегося. 4. Не бросать партнера, если место, где он должен упасть, занято или в ближайший момент будет занято другой парой. Атакующий должен хорошо ориентироваться в ситуации и перед броском оценить действия других пар. 5. Если партнер находиться в опасном положении, выполнение упражнения немедленно прекратить. 6. При изучении боковых приёмов необходимо немедленно прекратить проведение приема при подаче сигнала партера о сдаче, либо голосом, либо неоднократным хлопком по ковру или партеру. 7. Опоздавшие могут быть допущены к занятиям, только после индивидуальной разминки и разрешения тренера-преподавателя. 8. Во время тренировки гнев, грубость, неуважение к партнѐру - недопустимы. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 1. При возникновении повреждений на борцовском ковре или других местах проведения занятий прекратить проведение занятий и сообщить администрации учреждения. Занятия продолжить только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования. 2. При появлении во время занятий боли в суставах рук, боли в спине, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю. 3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение. 4. При возникновении пожара в спортивном зале не впадать в панику, следовать инструкциям тренера-преподавателя. Немедленно эвакуировать обучающихся из зала 23 через имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации школы и в пожарную часть. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ. 1. Убрать в отведённое место для хранения спортивный инвентарь. 2. Организованно покинуть место проведения занятий. 3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь. 4. Принять душ и тщательно вымыть лицо и руки с мылом. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Основная: 1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков - М.: Физкультура и спорт, 1985. 2. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР, 1986. 3. Международные правила по борьбе самбо. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 4. Новиков Н.А., Старшинов В. И. Информационное обеспечение диалоговой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо: Учеб. пособие. -М.: МИФИ, 1985. 5. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. - М.: ФиС, 1982. 6. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. - М.: ФиС, 1983. 7. Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Советский спорт, 1995. 8. Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002. 9. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.-М.: РГАФК, 1996. Вспомогательная: 1. Иванцкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. Изд. 6-е / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.М.: Терра-Спорт, 2003. 2. Кулиненков О. С. Фармакология спорта: Клиникофармакологический справочник спорта высших достижений. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Советский спорт, 2001. 3. Лукашов М.Н. 10 тысяч путей к победе. - М.: Молодая гвардия, 1982. 4. Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986. 5. Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. Ростов-наДону: БАРО-ПРЕСС, 2002. 6. Рудман Д.Л. Самбо. - М.: Терра-Спорт, 2000. 7. Эйгиминас П. А. Самбо: Первые шаги. - М.: Физкультура и спорт, 1992. 24 Для детей: 1. Гаткин Е.Я. «Букварь самбиста» «Лист» М., 1997 2. Пискарев Н.Н «Национальные виды спорта» «Советская Россия» М., 1976. 3. Рудман Л.И. «Борьба дзюдо» ФиС М., 1984 4. Чумаков Е.М. «Борьба самбо» Справочник ФиС М., 1985 5. Чумаков Е.М «100 уроков самбо» Фаир-пресс М. 1998. Интернет-ресурсы: 1. Роль тренера в воспитании спортсмена [Электронный ресурс] –URL: http://avangardsport.at.ua/blog/rol_trenera_v_vospitanii_sportsmena/2012237#.VJbOvF4gB. 2. Алмакаева P.M. Социально-психологические особенности учебно- тренировочных групп и их учет при организации воспитательной работы: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sistemavospitatelnoi-raboty-so-sportsmenami#ixzz3s9NYKzDI 25