ДООП Шахматы (1)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Шахматы» для обучающихся
старшего дошкольного возраста (6-7 лет) разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №
273-ФЗ);
- Федеральный закон от 30.04.2021 №127-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О
физкультуре и спорте в РФ» и Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
- Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и программ
спортивной подготовки от 12 мая 2014 г. № ВМ-04-10/2554;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в
учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных
сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и
фитнес-клубах). Методические рекомендации МР3.1/2.1.0192-20;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) СП 3.1/2.4.3598-20;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р
-Устав Учреждения и другие действующие нормативно-правовые акты в области
физической культуры и спорта.
В России шахматы - поистине народная игра и одновременно знаковый элемент
науки и искусства. В советское время шахматам уделялось большое внимание. Ведь
шахматы в определенной степени интеллектуальный рост державы. В последнее время
шахматы в России переживают самый настоящий бум, что вполне естественно для нашего
общества.
Шахматная игра многогранна. Она учит анализу, то есть приближает юного
шахматиста к науке заставляет бороться до победы, то есть воспитывает спортивный дух,
силу воли. наконец учит творчески мыслить. фантазировать, искать и находить решения в
задачах. Может кто-то из маленьких игроков впоследствии и не продолжит занятия по
этой мудрой и древней игре в шахматы (не всем же быть мастерами и гроссмейстерами)

но творческая инициатива, развитая в нем этой игрой, наверняка пригодится ему в любой
области, которую он для себя выберет.
Цель: научить ребенка самостоятельно мыслить и действовать «в уме»,
концентрировать внимание, развивать у ребенка пространственное воображение,
формировать навыки планирования своих действий, умение мыслить творчески и
логически.
• образовательная – освоение техники игры в шахматы;
• воспитательная – выработка у ребенка настойчивости, выдержки, воли, спокойствия,
уверенности в своих силах, стойкий характер, постоянный интерес к шахматам.
• развивающая - развитие у детей произвольных психических процессов, произвольного
внимания и произвольной памяти.
Процесс обучения шахматным азам способствует у детей ориентирования на
плоскости, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать предвидеть результаты своей
деятельности, содействует совершенствованию таких качеств, как усидчивость.
внимательность, самостоятельность, изобретательность, гибкость и другие.
На спортивно-оздоровительном этапе, начальная подготовка юных шахматистов
является первым и очень важным шагом в обучении шахматной игре, так как не освоив
правила, законы шахматной логики, невозможно рассчитывать и на решение сверхзадачи полноценное использование шахмат в формировании элементов научного стиля и
логического мышления, творческих способностей, эстетических взглядов.
Программа максимально проста и доступна детям дошкольного возраста (6-7 лет).
Учебный план, рассчитанный на 33 занятия, предусматривает теоретическую и
практическую подготовку. Срок реализации программы 1 год.
Весь учебный материал излагается по годам обучения, что позволяет тренеру преподавателю дать единое направление в учебно-тренировочном процессе.
Решает практически задачи:
1. Привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам.
2. Развить мотивацию к познанию.
3. Создать условия для развития творческого потенциала посредством обучения игры в
шахматы.
4. Воспитание настойчивости, усидчивости, терпения, самостоятельное решение задач.
Основными формами занятий являются: групповые практические занятия по
шахматам; самостоятельное выполнение домашних заданий; дидактические игры.
К концу учебного года дети должны знать:
• правила и цель игры
• основные шахматные термины
-ходы и взятие фигур
-ценность фигур
-три защиты от шаха
-простейшие способы матования (мат в один ход)
-первичные знания по началу партии
-общие сведения из истории возникновения и развития шахмат
К концу первого учебного года дети должны уметь:
- правильно расставлять фигуры в первоначальном положении;
- ориентироваться на шахматном поле (четко знать горизонтали, вертикали, диагонали
центр, поля);
- знание шахматных правил и шахматных терминов (ферзь любит свой цвет, первый ходбелых, король с королем рядом не стоит, рокировка, вилка, связка, битое поле, проходная
пешка, шах, мат, пат);
- правильно защищать короля от угроз (уйти, закрыться, взять);
- ставить мат в один ход.

2. Нормативная часть

№ Виды подготовки

1
3
4

IX

X

XI

XII

I

II

III

IY

Всего

Y

Теоретическая
4
4
4
4
4
4
2
2
2
подготовка
Базовые понятия
4
4
4
4
4
4
3
3
3
(тех.подг.)
Игровая подготовка и
1
1
1
соревнования
Кол-во занятий в неделю
8
8
8
8
8
8
6
6
6
Режим образовательного процесса и наполняемость учебных групп

30
33

66

Этапы
Возраст
подготовки для
зачисления

Год
Min
обучения число
учащихся
в группе

Max
кол-во
учебных
часов в
неделю

Кол-во Продолжитель Кол-во
занятий ность занятия часов
в
в год
неделю

СО

1

2

2

6-7 лет

8-10

1час

66

Учебный план
Тематическое планирование
Виды деятельности
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВИЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
2.Базовые понятия шахматной игры.
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИКО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
3.Конкурсы решения позиций
4. Соревнования (внутри групп и между д\садов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

3
4
5
6
7

Распределение
часов
30
30
33
Вне сетки
3
66

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Знакомство с шахматной доской. ДС «Удивительные приключения шахматной
доски». ДС «Котята-хвастунишки».
Шахматная доска. Дидактические задания и игры: «Горизонталь», «Вертикаль
Чередование горизонталей и вертикалей».
Шахматная доска. Центр. Количество черных и белых полей. ДИ «Поиграемугадаем», «Диагональ».
Белые и черные. Знакомство с фигурами. ДИ «Запретная фигура», «Угадайка»,
«Волшебный мешочек».
Начальное положение. Расстановка фигур. Правило: ферзь любит свой цвет. ДЗ
«Мяч», «Да и нет».
Ладья. Ход ладьи. Взятие. ДИ «Лабиринт», «Перехитри часовых».
Ладья. ДИ «Захват контрольного поля, «Ограничение подвижности». «Игра на
уничтожение».

2
2
2
2
2
2
2

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Слон. Ход слона. Взятие. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. ДЗ «Один в поле
воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт».
Слон. ДИ «Ограничение подвижности». «Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля».
Ладья против слона. ДЗ «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Двойной удар».
Ферзь. Ход ферзя, взятие. Ферзь-тяжелая фигура. ДЗ «Лабиринт», «Кратчайший
путь», «Перехитри часовых».
Ферзь. ДИ. «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
Ферзь против ладьи и слона. ДЗ «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру»,
«Сними часовых».
Конь. Ход коня. Взятие. Конь-легкая фигура. ДЗ «Лабиринт». «Кратчайший путь»,
«Один в поле воин».
Конь. ДИ «Ограничение подвижности». «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение»
Конь против ферзя, ладьи, слона, ДЗ «Взятие», «Защита», «Двойной удар»,
«Ограничение 1 подвжиности».
Пешка. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки. Взятие на проходе, Чтение
сказки «Лена,Оля и баба Яга». ДЗ «Лабиринт».
Пешка. ДЗ «Ограничение подвижности».
Пешка против ферзя. Ладьи, слона, коня. ДЗ «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру».
Король. Место в начальном положении. Ход. взятие. Короля не бьют, но под бой
ставить нельзя. ДИ «Игра на уничтожение».
Король против других фигур. ДЗ «Двойной удар», «Взятие», «Игра на
уничтожение», «Ограничение подвижности».
Шах ферзем. Ладьей, конем, слоном, пешкой. Три способа защиты от шаха. ДИ
«Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха».
Шах. Двойной шах. ДЗ «Лучший шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры»
«Дай двойной шах».
Мат. Цель игры. Мат ферзем. Ладьей. Слоном. коном. пешкой. ДЗ «Мат или не
мат».
Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем. Конем, ладьей, слоном, пешкой. ДЗ
«Мат в один ход».
Мат в один ход с большим числом фигур ДЗ «Мат в один ход», «Пять матов»,
«Пропавшая фигура».
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. ДЗ «Пат
или не пат».
Рокировка. Правила рокировки. Условия рокировки. Рокировка в длинную и
короткую сторону. ДЗ «Рокировка».
Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. ДИ «Два
хода».
Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из
начального положения.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Шахматные задачи на мат в 1 ход.
• Ограничение короля противника.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

• Фигуры, атакующие короля противника.
• Фигуры, защищающие короля противника.
Основные дебютные принципы.
• Борьба за центр.
• Развитие фигур.
• Ошибки при развитии фигур.
• Обеспечение безопасности короля.
Тактические удары и комбинации.
• Определение тактического удара.
Двойной удар, связка. ,
• Определение комбинации.
•. Матовые комбинации. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Комбинации для достижения ничье.
• Тема освобождения пространства
• Тема превращения пешки.•
• Тема связки.
• Патовые комбинации.
• Комбинации на вечный шах.
• Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
• Типичные комбинации в дебюте.
К концу первого учебного года дети должны знать:
• Правила и цель игры.
• Основные шахматные термины..
• Ходы и взятие фигур
• Ценность фигур.
•Три защиты от шаха.
• Простейшие способы матования.
• Первичные знания по началу партии.
- Общие сведения из истории возникновения и развития шахматной игры.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Основной формой занятий в дошкольных образовательных учреждениях являются
групповые практические занятия.
Методы,
используемые
на
занятиях:
словесный,
наглядный
и
практический(игровой).
Основным методом подготовки является игровой метод, а так же метод
повторного выполнения упражнения с обязательным использованием методов
вариативного упражнения. Кроме этого, используется индивидуальный метод, а также
группы воспитательных методов, определяющих отношения тренера и ребенка, их
взаимодействия и взаимосвязи, а также способности быстро решать поставленные задачи,
умения выбирать оптимальный вариант действий, тактических способностей, умения
планировать свои действия за шахматной доской и т.д.
Поставленные цели и задачи достигаются выполнением практических заданий в
игровой форме (чтением сказок, отгадыванием загадок, просмотром мультфильмов,
решением кроссвордов). При проведении теоретических занятий следует учитывать
возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.
Программа обеспечена необходимой литературой, видео материалами,
конспектами занятий, методическими разработками игр.

Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений:
- использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего
обучения: наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и
прогрессирования;
- поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач.
Теоретическая подготовка – формирование у детей специальных знаний,
необходимых для успешной спортивной деятельности, осуществляется в ходе
практических занятий.
В процессе занятий обязательны медицинские обследования, врачебнопедагогические наблюдения за состоянием здоровья детей. Медицинское обследование
детей производится 2 раза в год.
Помещение для проведения занятий должно быть оборудовано демонстрационной
доской, комплектами шахмат, рабочими тетрадями, должно иметь электрическую розетку
для подключения компьютерной и видео аппаратуры.

Перечень спортивного инвентаря и оборудования
1. Комплект шахматного оборудования(шахматные столы и шахматы)
2. Демонстрационная доска
3. Отдельное помещение с электрической розеткой для подключения к компьютеру для
демонстрации материала.
Требования безопасности
1. Двери в кабинет открывает и закрывает педагог: детям нельзя подставлять пальцы и
держать двери.
2. При получении малейших травм необходимо немедленно обратиться к педагогу.
3. Запрещается выносить шахматы и шахматные фигуры из кабинета.
4. Следует бережно относиться к мебели, демонстрационной доске фигурам. При
обнаружении сломанной или треснувшей детали сообщить об этом педагогу.
5. По отношении к сверстникам вести себя дружелюбно.
6. Запрещается рисовать на шахматной доске, вставать на стул, ползать под столами,
подходить к батареям.
7. Уходить из кабинета можно только с разрешения педагога.
1. Перечень информационного обеспечения
1. Сборник учебных программ по шахматам МДМСиТ РТ, РЦФКиЮС РТ, ЦСДЮШШОР
им. Р.Г.Нежметдинова, Казань, 2000г.
2. В.Пожарский. Шахматы. Начальная школа. ООО «Феникс» 2012 год.
3. В.А.Полудин. Программа переподготовки педагогов «Креативное шахматное
образование». М.: НМЦ Шахматного образования при фонде развития шахматной
культуры им. В.А.Алаторцева, 2013г.
4. И.Г.Сухин Программы курса «Шахматы-школе»: Для начальных классов
образовательных учреждений. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010г.


Наверх

Выписка из реестра лицензий

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Реестровая выписка.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».